Главные тезисы докладов на конференции:
1. В автомобилестроении снижение веса автомобилей однозначно сопровождается снижением выброса СО2, которое сегодня достигает только на легковых автомобилях 1,3 кг на каждые 10 км пути.
2. UD-композиты или плоскоориентированные структуры превосходят тканевые по механическим характеристикам до 30-35%. Их применение взамен традиционного текстиля - генеральное направление технологии композитных материалов. Особенно неблагоприятно сказываются перегибы нитей в ткацких структурах при использовании углеродных волокон.
3. Преимущество UD-углекомпозитов над стеклоармированными по механическим характеристикам порядка 12-20%. Однако, цена углеволокон пока не позволяет массово применять их в автомобилестроении.
4. При разработке многих конструкций разумно использовать многокомпонентные (multiple) или гибридные композиты.
5. Если нужны стержневые элементы с высокой прочностью при сжатии, то однонаправленный композитный сердечник необходимо снабдить спиральной намоткой арамидом или др. волокном (Япония, Киото, Институт технологий, проф. H.Yamada). Ранее подобные идеи применительно к трубам развивал советский исследователь Г.Е. Фрегер из Луганска.
6. При разработке и исследовании композитных материалов широко применяются современные методы микроструктурного анализа, в том числе после нагружения и разрушения. Каждый композитный материал имеет свои снимки структуры, как фотографии в паспорте.
7. Объем применения композитов в весе гражданских самолетов достигает 50%. По объему, как и надо было бы считать, эта цифра наверное, приближается к 70%.
Композитные изделия и материалы.
Автомобиль почти целиком выполненный из углепластика и других полимерных материалов, и изделия из углепластика и гибридного углекомпозита, полученные методом прессования.
На фото: плоскоориентированный ленточный рулонный материал из стекло- и углеволокон, ширина лент между линиями переплетения до 50-70 мм; UD-структура из углеродных волокон, все волокна сориентированы в двух направлениях без переплетений и изгибов (их прочность до 35% выше, чем у композитных материалов на основе ткани); аксиально-прошивные материалы. Иногда рулонные армирующие материалы применяют в виде двух- трехнаправленых (неплетеных) слоев с поперечной прошивкой тонкими нитями - их доля не более 3-5% по массе.